Как подготовить маленьких смолян к школе? Советы психолога

Уже меньше, чем через неделю в смоленских школах прозвенит первый звонок для нарядных первоклашек с огромными букетами, портфелями, бантами и таким же огромным волнением. Как помочь детям побороть возможные страхи, сформировать верные ожидания от школы и справиться с трудностями адаптации читайте в нашем интервью с психологом.

 

gruklСВЕТЛАНА КАЧАЛОВА, психолог-консультант Центра планирования семьи и поддержки молодежи

 

— Детям всегда говорят, что быть первоклашкой — это очень здорово, но мало кто объясняет, почему. Часто возникают неверные ожидания и, как следствие, разочарование от первых дней учебы. Как объяснить ребенку, что школа – это хорошо, но, в то же время, это новая серьезная роль?

— Действительно, мы часто сталкиваемся с созданием убеждения, что школа – это хорошо. А что такое «хорошо» для ребенка? Это радость. А когда он испытывает радость? Когда он получает новую куклу, машинку, когда играет. Родители должны объяснить ребенку, что в школе хорошо не потому, что там много радости, а потому, что он будет познавать новое. То есть нужно делать акцент на формировании познавательного интереса у ребенка. Замотивировать ребенка учиться. Как можно это сделать? Если родители будут мотивировать ребенка учиться, исходя из своих потребностей, что, мол, надо, учись, ребенок на это не откликнется. Поэтому необходимо мотивировать ребенка исходя из его потребностей. Его потребности – это интерес: «Тебе же интересно все узнавать? Вот в школе все расскажут и покажут». По крайней мере, мы не будем ребенку прививать неверные ожидания относительно процесса, с которым он столкнется. Они могут потом породить обиду и, соответственно, разочарование.

— Как помочь ребенку перестроиться на новый режим дня?

— Можно постепенно, уже в августе, выстраивать режим так, чтобы ребенок просыпался раньше обычного времени. Ведь все лето он спал, сколько хотел, а теперь мы говорим ему: «Так, завтра мы встаем раньше!». Нужно формировать у ребенка правильное отношение к дисциплине. Но полагаться при этом на его ответственность. Не самим строить жесткие правила, а формировать у ребенка позицию, что это очень хорошо, когда человек может вставать в одно и то же время, умываться, чистить зубы. К сожалению, у родителей не всегда хватает на это терпения. Они начинают брать на себя роль внешнего мотиватора, контролирующего механизма. Здесь нужно сделать упор на то, что «ты сам можешь».

— Насколько рано нужно начинать подготовку к школе?

— В этом вопросе специалисты расходятся во мнениях. Я считаю, что все необходимое для начальной школы, все, что делаем мы с ребенком в течение его жизни, – это уже подготовка. Что касается того, насколько рано, то тут все зависит от интересов родителей и возможностей ребенка. Очень хорошо, когда в процессе дошкольного образования обращаются к специалистам, которые определяют уровень развития ребенка и надо ли ему что-то дополнительное или нет. Так же полезно определить сильные стороны будущего первоклассника и, опираясь на них, развивать слабые. Так что сроки подготовки – это сугубо индивидуально.

— Насколько важен «ритуал» совместной покупки школьных принадлежностей?

— 1 сентября – это этап взросления ребенка и его праздник. Праздник всегда отмечается лучше и воспринимается лучше, если к нему идет подготовка. Соответственно, совместные покупки тетрадей, альбомов, выбор обложек создает атмосферу праздника, а это очень важно.

— Родители первоклашек волнуются перед сентябрем не меньше, чем сами будущие школьники. Как взрослым с этим справиться и не передать волнение ребенку?

— Родителям, прежде всего, нужно понимать, что они отдают ребенка не в какое-то страшное место, а в место, где есть педагоги, люди со специальным образованием. Это вопрос доверия. Если у родителей плохо с доверием, то уровень тревожности у них будет выше. Другой вопрос, почему у них нет этого доверия?

— Возможно, в детстве были какие-то неприятные ситуации в школе…

— Может. Поэтому когда родители начинают тревожиться, то, прежде всего, вопрос надо поднимать не о том, как убрать тревогу, а что ее вызывает. Тревога спровоцирована недоверием. А недоверие – страхом, личным опытом. Свои страхи переносятся на ребенка. Чтобы успокоиться, можно заранее познакомиться, пообщаться с педагогами. По моему мнению, сегодня очень не хватает информационной подготовки родителей.

— Какой именно информации не хватает?

— Что и как нужно давать детям. Многие родители пытаются обогнать развитие ребёнка. Учат читать, считать. Да, хорошо, когда ребенок все умеет, но он приходит в школу – и ему становится скучно. Его интерес не удовлетворяется, он нового ничего не получает. Родителям нужно это учитывать. Развитие – это хорошо, но не во всем и не везде. Чуть-чуть развили, дали направление, а дальше  – доверяйте педагогическому процессу.

— Сколько времени идет адаптация ребенка в школе?

— Считается, что первые полгода. Поэтому в школе в это время режим слабее, оценок пока не ставят. Но тут тоже все индивидуально. Если ребенок до школы постоянно общался с большим количеством детей и взрослых, то ему адаптироваться будет легче.

— Если возникнут проблемы в новом коллективе, как помочь своему ребенку с ними справиться?

— Лучше предупреждать такие моменты. Для этого, конечно, нужен тесный контакт с ребенком. Постоянно спрашивайте у него – что было в школе, что нового произошло, с кем поговорил, с кем общался, с кем сегодня дружил. 7-8 лет – это открытый, искренний возраст. Если родители сохранят тесный контакт, то им будет все известно. И они смогут предупредить проблемы, поговорить с ребенком, что-то объяснить. Конфликты появляются тогда, когда родители не в курсе, как их чадо проводит время в школе.

— Зачастую у родителей возникает желание контролировать каждый шаг ребенка: делать за него часть уроков, особенно на первых порах, потому что он может ошибаться, не успевать, не понимать — это естественно и нормально. Как побороть желание все контролировать?

— Чтобы так не делать, нужно стать мудрее. Ребенок проходит период адаптации, взросления. Этот период ему необходимо пройти самостоятельно. Это он взрослеет, а не его родители. Обязательно нужно помогать, объяснять, но не вмешиваясь. Удушающий контроль затормаживает развитие. Когда он войдет в познавательный процесс, ему будет интересно все узнавать, слушать, смотреть. Тут родители должны совершенно адекватно оценивать ситуацию взросления своего ребенка. Естественно, ему нужно будет делать уроки, но самому. Да, иногда необходим контроль, но я называю это отдаленным контролем. Ребенок на протяжении первого класса понимает, что он может сам. И за счет этого он повышает свою самооценку. Если возникнут трудности в учебном процессе, то лучше на эту тему поговорить с педагогом и решить проблему вместе.

— Как убедить ребенка, что нужно садиться за уроки, отвлечь его от более интересных дел?

— Обычно это не составляет никакого труда, если у ребенка сформировано адекватное отношение к учебному процессу. Он обязан понимать два слова: «надо» и «должен». Заложить это нужно еще в дошкольном возрасте, исправить потом будет намного труднее. До определенного момента ребенок еще очень гибок. Формируйте умение терпеть. Не сразу покупайте ребенку желаемую игрушку, а через какое-то время.

— В начале интервью вы говорили о том, что главная мотивация для ребенка – это интерес. Как убедить малыша сесть за предмет, который ему не интересен?

— Если возникнут трудности, то нужно использовать творческий, игровой подход. Или мотивировать через ощущение «я могу». Надо давать ребенку положительные эмоции в те моменты, когда он делает маленький шажок к лучшему — например, решает один пример. Обязательно хвалить за это и подталкивать к другим успехам. Тогда всё получится.

Беседовала Ангелина Штацкая.